Экспорт удобрений и нефтепродуктов, разговор с Путиным, порты. Лукашенко провел совещание во Дворце Независимости. Главное
Новые рынки сбыта и умение показать товар лицом. Сегодня во Дворце Независимости говорили об экспорте. Беларусь производит широкую номенклатуру. Отдельные бренды любят и ценят во многих странах. Но конкуренты не дремлют, и решающим фактором может стать продвижение. Без рекламы никуда.
Касается это, в том числе, таких чувствительных позиций, как нефтепродукты и калийные удобрения. Санкции перекроили всю мировую логистику. Вчерашние партнеры вмиг оказались так далеко, что ни пройти ни проехать. Остается только плыть – через российские порты.
Отгрузка идет, но узким местом остается железная дорога. Найти развязку Александр Лукашенко намерен на ближайшей встрече с Владимиром Путиным. Пакет предложений и готовили на сегодняшнем совещании. Так почему принцип «иди и смотри» больше не работает? И кому на самом деле выгодны санкции?
То, без чего не вырастет белорусский картофель, итальянский помидор или французский виноград. А еще пшеница и кукуруза. В сельском хозяйстве куда ни глянь, повсюду калийные удобрения. Калий нужен всем, а значит, те, у кого он есть, его в прямом смысле из-под земли достанут. И вот на каких китах, по мнению Александра Лукашенко, стоит калийная отрасль.
Президента настигнет легкое дежавю. В таком составе собирались два с половиной месяца назад. Тогда говорили и о рынках, и способах доставки калия на эти самые рынки.
В целом белорусские товары сегодня идут через 19 российских портов, калий грузят главным образом в петербургской «Бронке». Портовые мощности создаются и в северном Мурманске. Лукашенко попросил – Путин согласился. Но достаточно ли этого? Вот в чем вопрос.
А если в целом, экспорт должен строиться не по принципу «купи-продай», нужна стратегия. Тот же калий показал: выигрывает сильнейший, а не тот, кому просто повезло. Судите сами: отлучение от мировых поставок России (производителя номер два) и Беларуси (производителя номер три), конечно, на руку конкурентам, главный из которых Канада (производитель номер один). Но вот какая штука – от санкций так или иначе выиграли и те, на кого их наложили. Если в начале еще пандемийного 2021 года калийные удобрения стоили примерно 400 долларов за тонну, спустя год – уже 800 долларов, а всего через несколько месяцев – 900. То есть достаточно продолжительное время можно было продавать меньше, а зарабатывать примерно столько же. Но все течет и цены тоже меняются. В середине этого года калий стал стоить 328 долларов за тонну. А значит, нужны рынки – как можно больше рынков.
А еще – важно свой товар не только продать, но и получить за него деньги. На вексель ведь вроде не дают. Или всякое бывает? О дебиторской задолженности Президент и слышать не хочет. Хотя понятно, что санкции серьезно осложнили расчеты, но у страны ведь есть целый Национальный банк…
Президент уверен: все инструменты есть. И совещаний за последнее время провели столько, что не стать бы прозаседавшимися.
Принцип «иди и смотри» больше не действует. Время «иди и учись», пожалуй, тоже прошло. А вот «иди и работай» – будет весьма кстати. И уж точно не только в продажах калия.
Фото: president.gov.by