ОСВОБОЖДЕНИЕ ВАРШАВЫ И ОСВЕНЦИМА: как Красная Армия помогла Польше / ЛИКБЕЗ
Январь 1945 года. На фоне ожесточенных боев на Восточном фронте Красная Армия совершает одно из самых масштабных наступлений Второй мировой войны – Висло-Одерскую операцию. Цель – прорвать оборону Вермахта, освободить Польшу и выйти к берлинскому направлению. В этих боях особое место занимают два символических события: освобождение Варшавы и лагеря смерти Освенцим.
Чтобы понять, как происходило освобождение, нужно вернуться на полгода назад – к августу 1944 года, когда началось Варшавское восстание. Армия Крайова (подпольная армия польского правительства в изгнании) подняла мятеж против немцев, надеясь освободить столицу без помощи и до прихода советских войск. И обеспечить правительству в изгнании во главе с Владиславом Сикорским возможность вернуться. В противовес этому бок о бок с советскими войсками против немцев боролись солдаты 1-ой армии Войска Польского. Там же воевал будущий президент Польши Войцех Ярузельский.
Была и еще одна армия – Армия Людова – военная организация Польской рабочей партии, которая действовала в 1944-1945 годах на оккупированных Германией польских территориях. Они выступали за создание государства, дружественного Советскому союзу.
Отношение немцев к солдатам и военнопленным Армии Крайовой и Армии Людовой было принципиально разным. К Армии Людовой, как к войскам с просоветской ориентацией, отношение немцев было абсолютно враждебным и бесчеловечным.
А вот Армия Крайова рассматривалась как подпольная сила, противодействующая им, но и как полезный инструмент против СССР. И да, такие факты действительно были. Часть формирований Армии Крайовой до восстания активно сотрудничала с оккупантами, принимала участие в карательных акциях и уничтожении мирного населения.
В августе 1944 года части 1-го Белорусского фронта уже находились на правом берегу Вислы – всего в нескольких километрах от центра Варшавы. Советские войска были истощены после операции «Багратион», на подходе к Варшаве погибли десятки тысяч солдат. Логистика не позволяла форсировать Вислу под огнем, а немцы перебросили свежие дивизии для подавления восстания.
Первые дни для поляков были успешными, им даже удалось отбить часть города. Но при этом они понесли огромные потери, ведь части Армии Крайовой были плохо вооружены. В сентябре Красная армия предпринимала попытку прорваться к Варшаве и помогала польской столице как могла: бомбардировкой целей, продовольствием и оружием.
2 октября восстание было жестоко подавлено: около 200 тысяч поляков погибли, город был почти полностью уничтожен. Только в январе 1945 года Красная Армия смогла начать штурм Варшавы: немцы эвакуировались, оставив за собой руины.
12 января 1945 года началась Висло-Одерская стратегическая наступательная операция. В ней участвовали два фронта: 1-й Белорусский фронт (маршал Георгий Жуков) – наступал на Варшаву; и 1-й Украинский фронт (маршал Иван Конев) – двигался южнее, к Кракову и Освенциму.
17 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции, когда войска прорвали немецкую оборону, а деморализованная группировка Вермахта в панике бежала из Варшавы, оставляя ее без боя, советские и польские войска вошли в город. Он был практически мертв: из 1,3 миллиона довоенного населения осталось менее 10 тысяч человек.
Точное число потерь Красной Армии именно при освобождении Варшавы в январе 1945 года не всегда выделяется отдельно, но историки говорят о примерно 200 000 погибших советских солдат в боях на варшавском направлении в ходе всей Висло-Одерской операции.
27 января бойцы 60-й армии 1-го Украинского фронта вошли в лагерь Освенцим-Биркенау. Немцы, отступая, пытались уничтожить следы преступлений: взорвали крематории, сожгли документы, угнали в глубь Германии около 60 тысяч узников в «маршах смерти». Но осталось около 7 тысяч человек – больные, истощенные, не способные идти. Советские солдаты были шокированы увиденным. Они не ожидали такого масштаба систематического уничтожения людей. В одном из бараков лежали тысячи пар детской обуви. В складах – тонны человеческих волос, очков, чемоданов с именами.
По разным подсчетам, в боях за освобождение Аушвица-Биркенау погибли от 234 до 350 советских солдат и офицеров.
В первые послевоенные годы память об освобождении была двойственной, но признание было.
В 1945 году в Варшаве был установлен памятник советско-польскому братству по оружию. (сейчас он демонтирован, как и многие другие монументы).
В Освенциме в 1947 году открылся Государственный музей Аушвиц-Биркенау, где изначально подчеркивалась роль Красной Армии в освобождении.
В 1950–1980-х годах ежегодно проходили торжества с участием советских и польских ветеранов.
Даже в эпоху «холодной войны» факт освобождения Освенцима никто не оспаривал – он был частью глобальной памяти о войне.
А вот с 1990-х годов, особенно после вступления Польши в ЕС и НАТО, потихоньку начался процесс переосмысления истории. Поляки в прямом смысле слова обижаются, если им напомнить, что их страну освободила советская Красная Армия. И называют ее оккупационной. Изначальная политика декоммунизации переросла в переписывание истории. Но ведь освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков – это прежде всего подвиг советского солдата, который боролся за освобождение ценой своей жизни. Польше на это наплевать.
В 2017 году принят «Закон о сносе памятников коммунистической эпохи», который фактически легализовал демонтаж мемориалов советским солдатам.
В 2018 году польский Сейм принял закон, запрещающий называть нацистские лагеря «польскими». Это было справедливо – лагеря строили и управляли ими немцы. Но одновременно началась кампания по стиранию позитивной роли СССР.
В 2020 году Польша отказалась приглашать Владимира Путина на 75-летие освобождения Освенцима. Польша активно продвигала нарратив о том, что не только нацистская Германия, но и Советский Союз несет ответственность за развязывание Второй мировой войны. О том, почему это не более чем популистские заявления и попытка переписать историю – я рассказывала уже в этом выпуске. Там все подробно объяснила. Российских дипломатов не пустили на церемонию в 2023 и 2024 годах. Не было их и в 2025-м. Логично, в этой связи, ограничено участие и наших, белорусских представителей.
При этом западные лидеры регулярно участвуют в мероприятиях в Освенциме, но почти никогда не упоминают, кто именно открыл ворота этого лагеря.
Освобождение Варшавы и Освенцима – это не просто военные эпизоды. Это моменты, когда цивилизация столкнулась с абсолютным злом – и нашлись те, кто остановил его ценой десятков тысяч жизней. В целом, за освобождение Польши Красная Армия потеряла около 600 000 человек убитыми. Это больше, чем в любой другой стране Европы.
И сегодня, когда последние ветераны уходят из жизни, а памятники превращаются в металлолом, важно помнить: история не терпит политической конъюнктуры. И как бы ни менялись границы, идеологии и даже новостная повестка… 17 января 1945 года – освобождена Варшава, 27 января 1945 года – освобожден Освенцим. И сделали это – солдаты Красной Армии вместе с польскими союзниками.
Это был «Ликбез.by».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.