Как Маркс и Энгельс придумали коммунизм? / ЛИКБЕЗ
Февраль 1848 года. Европа – в огне революций. В это время в лондонской типографии печатается брошюра объемом всего 23 страницы: «Манифест Коммунистической партии».
Ее авторы – два немца тридцати с небольшим лет: философ и журналист Карл Маркс и Фридрих Энгельс, сын фабриканта, работавший на предприятии в Манчестере. Они не были политиками, не имели армии, не занимали государственных постов. И все же их текст стал одним из самых влиятельных документов в истории человечества.
Сегодня, спустя 178 лет, коммунизм как политический проект почти повсеместно отвергнут. Да и вообще, в чистом виде, невозможен. Но призрак коммунизма не просто бродит по Европе – он повсюду: в законах, институтах, экономике и даже в нашем повседневном языке.
Хотя термин «коммунизм» вошел в обиход только в XIX веке, сама идея справедливого общества без частной собственности гораздо древнее.
Еще в IV веке до н.э. Платон в диалоге «Государство» описывал идеальное сообщество стражей (то есть воинов и правителей), у которых нет личной собственности или денег. Чтобы не отвлекаться от службы и не быть корыстным. Жены и дети – общие, чтобы не было деленийна «мое» и «чужое». Этот труд не призывал к немедленной реформе, но стал философской моделью и задал важный вопрос: может ли общество быть справедливым, если одни владеют всем, а другие – ничем?
В первой половине XVI века в Германии вспыхнуло Крестьянское восстание. Один из его лидеров, Томас Мюнцер, требовал отмены феодализма и установления «царства Божьего на земле», где все равны. Он писал: «Все вещи должны быть общими». Восстание было жестоко подавлено, Мюнцер казнен. Но его идеи сохранились в радикальных протестантских течениях.
Французская революция 1789 года провозгласила свободу и равенство, но на практике новое «равенство» касалось только мужчин-собственников. Женщины, бедняки, колонизированные народы остались за бортом.
В это время появляются первые системные проекты альтернативного общества:
Гракх Бабёф – участник Французской революции, основатель «Заговора равных». Он требовал отменычастной собственности, введения коллективного труда и уравнительного распределения продуктов. Его казнили в 1797 году, но эти идеи легли в основу понятия «бабувизм» –раннего коммунизма.
Роберт Оуэн – английский промышленник устроил настоящий социальный эксперимент на своей фабрике в Нью-Ланарке в Шотландии: сократил рабочий день, создал кассу взаимопомощи, выплачивал больничные и пенсии, дал рабочим жилье, их детям – образование. Эксперимент в целом был успешным, Оуэн захотел пойти дальше. Его новый проект – «Новая Гармония» – коммунистическоепоселение, основанное на равенстве, коллективном труде, отсутствии частной собственности и религии. Оуэн хотел доказать, что изменение окружения сформирует идеального человека. Но коммуна распалась из-за отсутствия мотивации к труду и внутренних конфликтов. Кстати, сам реформатор считал, что эксперимент провалился из-за «несовершенного человеческого материала».
Позже Шарль Фурье, французский утопический социалист, предложил реорганизовать общество в «фаланстеры» – самоуправляемые общины, около 1600 человек. В этих «дворцах» труд должен был стать привлекательным и добровольным, а доход распределялся между участниками с учетом их труда, таланта и вложенного капитала.
Этих мыслителей называли утопическими социалистами. Они верили, что достаточно показать пример – и весь мир этому примеру последует. Но они не анализировали, почему капитализм устроен так, как устроен, и как его можно изменить.
Этим и занялись Маркс и Энгельс.
Карл Маркс родился в 1818 году в Трире (Рейнская область Пруссии). Учился философии, был редактором Рейнской газеты, но ее закрыли за критику власти. В 1843 году он эмигрировал – сначала в Париж, уже позже в Брюссель, затем в Лондон.
Фридрих Энгельс родился в 1820 году в Бармене. Его отец владел текстильной фабрикой. В молодости Энгельс работал на семейном предприятии в Манчестере – тогда крупнейшем промышленном центре мира.
Там он написал книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845), где впервые описал ужасные на тот момент условия труда.
А положение рабочих в Европе начала-середины XIX века было действительно ужасающим. Смены длились по 12-16 часов в сутки, часто без выходных. Фабрики были опасными, грязными и плохо освещенными, это приводило к частым травмам и заболеваниям. Зарплаты едва покрывали расходы на проживание, из-за этого работать должны были все члены семьи, даже маленькие дети. Женщины и дети работали наравне со взрослыми, часто на опасных работах (шахты, текстильные фабрики) за ничтожную плату. Фабрикантам это было выгодно. Жили рабочие в перенаселенных трущобах, без водопровода и канализации. Это приводило к эпидемиям (холера, тиф) и высокой смертности. Рабочие союзы запрещены или ограничены, а забастовки жестко подавлялись. Права трудящихся практически отсутствовали. Не было ни пенсий, ни страховки, ни больничных. А потеря работы означала голод.
В 1844 году Маркс и Энгельс встретились в Париже. Поняли, что взгляды их сходятся и начали дружить.
Ключевой их идеей стало то, что история движется не через великих личностей, а через материальные условия и классовую борьбу. В 1847 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс вступили в тайное общество «Союз справедливых», которое на I конгрессе в Лондоне (июнь 1847 г.) было реорганизовано в международный «Союз коммунистов». На съезде в Лондоне члены общества и попросили Маркса и Энгельса написать программный документ.
Первое издание вышло на немецком, тиражом около 1000 экземпляров. И в конце девиз, который позже появится на гербе СССР, в шапках советских газет и даже на партийных билетах КПСС… «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Пробежимся по ключевым положениям.
Классовая борьба – это двигатель истории. Вот и сейчас (то есть тогда) общество делится на буржуазию (владельцы заводов, банков, земли) и пролетариат (рабочие, которым нечего продавать, кроме своей силы). Капитализм эксплуатирует рабочих, забирая результаты их труда.
Частная собственность – корень зла. Частную собственность на фабрики, землю и банки нужно отменить. Они должны перейти в общественную собственность.
Пролетариат должен насильственно свергнуть власть буржуазии, взять власть в свои руки и стать господствующим классом.
Основные меры по «Манифесту»: высокий прогрессивный налог, отмена права наследования, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, государственный контроль над транспортом, кредитами и промышленностью, обязательный труд для всех, бесплатное образование для детей и отмена детского труда.
Цель – собственно, коммунизм, то есть построение общества, где «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Рабочие не имеют отечества, их интересы одинаковы во всем мире, поэтому и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Первые 20 лет «Манифест» почти не замечали. Но события 1848–1849 годов – серия революций, которая прокатилась по Европе, так называемая «весна народов» – сделали его актуальным. И хоть революции проиграли, рабочие движения окрепли.
В России марксизм пришел много позже – в 1880–1890-е.
Многие исследователи считают, что превращение Карла Маркса из немецкого экономиста и философа XIX века в одного из самых влиятельных мыслителей мира произошло именно благодаря Советской России (позже – СССР). Советский Союз превратил марксизм в государственную идеологию, масштабно тиражировал труды Маркса и продвигал социалистические идеи по всему миру.
После Октябрьской революции 1917 года, марксизм (в интерпретации Ленина – марксизм-ленинизм) стал единственной официальной идеологией. Советское государство спонсировало перевод, издание и распространение произведений Маркса, Энгельса и Ленина миллионными тиражами по всему миру. В СССР Маркс был «канонизирован»: везде висели его портреты, труды изучались в вузах, а улицы были названы в его честь.
Да, первые марксистские группы в России появились еще в 1883 году благодаря Г.В. Плеханову, то есть задолго до революции. Но именно советский проект превратил марксистскую теорию в мировое идеологическое течение.
СССР позиционировал себя как первое государство рабочих и крестьян, которое реализовывает идеи Маркса на практике, и это делало марксизм привлекательным для рабочих движений во всем мире.
После Второй мировой войны коммунизм стал одной из самых влиятельных идеологий в мире – и не из-за пропаганды, а потому что отвечал на запросы того времени. Европа и Азия в руинах: миллионы людей потеряли дома, работу, веру в старые элиты. Монархии и правые режимы, многие из которых сотрудничали с нацистами, дискредитированы. На этом фоне коммунистические партии выглядели как силы, которые не только сражались против фашизма, но и предлагали четкий план будущего – землю крестьянам, фабрики рабочим, бесплатное образование и медицину для всех.
Да, огромную роль сыграл авторитет СССР. Победив в самой кровопролитной войне в истории, Советский Союз воспринимался как символ сопротивления угнетению и пример модернизации. В освобожденных Красной армиейстранах – от Польши до Болгарии – коммунисты постепенно получали власть. В Азии и Африке, где разворачивалась деколонизация, СССР позиционировал себя как защитник угнетенных народов, в отличие от бывших колонизаторов. Мао Цзэдун в Китае Хо Ши Мин во Вьетнаме использовали марксистскую риторику, чтобы мобилизовать людей против иностранного господства и внутреннего неравенства.
А еще Великая депрессия 1930-х годов оставила глубокий след в сознании: капитализм ассоциировался с кризисами, безработицей и социальной несправедливостью. СССР же демонстрировал полную занятость, быструю индустриализацию и социальные гарантии. В послевоенном мире коммунизм стал не просто идеологией – он стал обещанием нового мира.
Распространение идей коммунизма, конечно, вызвало и сопротивление. Антикоммунистическая пропаганда в Европе и США достигла абсурда. Людей обвиняли в связях с коммунистами за то, что они читали книги или выступали за права рабочих. Сосед доносил на соседа, а голливудских актеров, например, даже лишали работы за левые взгляды.
Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?
При этом вот многие из тех, кто боялся коммунизма, даже не понимали, что это такое. Они просто слышали слово «красный» и сразу представляли врагов. А ядерное оружие и холодная война добавили масла в огонь. Запад боялся, что коммунисты начнут мировую войну. И использовали эту угрозу для политической игры. Ведь страх – отличный инструмент для усиления военного бюджета и контроля над обществом.
Коммунизм обличает недостатки капитализма, капитализм – недостатки коммунизма.
Ни одна идеология в современном мире не возможна в чистом виде. Почти в каждой из них есть то, что стоит перенять при построении того самого идеального общества. А те, кто ставит знак «равно» между словами «коммунизм» и «насилие», на мой взгляд, сравнивает теплое с мягким. Коммунизм – это набор идей, и наследие этих идей буквально окружает нас прямо сейчас. Медицинское страхование или бесплатная медицина, пенсии и пособия, доступное образование, 8-часовой рабочий день, отпуск и больничный, минимальная зарплата и защита прав рабочих. Субсидии и госпрограммы, антимонопольные законы и защита потребителя, зеленая политика, борьба с дискриминацией и гендерное равенство – это ведь все из коммунизма.
И несмотря на это, словом «коммунизм» как будто бы до сих пор людей пугают. Я не верила в это, пока не почитала комментарии к своим прошлым выпускам… И на один из них я хочу ответить здесь и тем самым закончить тему. Если вы считаете, что движение идеи коммунизма – это экспансия… то расскажите, как сейчас продвигаются идеи, которые Западный мир привык называть «демократическими»?
Это был «Ликбез.by».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.