Причин, по которым Всебелорусское народное собрание получило конституционные полномочия, не одна и не две, но одна из самых главных номинально – экономическая. На заре государственности нам очень повезло, что власть в таком объеме мы доверили правильному и надежному лидеру. Самая очевидная роль ВНС – взять полномочия от Президента, чтобы когда-то кто-то другой не пришел к власти абсолютной, пообещав золотые горы, а подарив ту самую пропасть.
Вот это – разумная демократизация авторитарной власти.
Но готово ли уже Всебелорусское народное собрание эти полномочия взять в максимальном объеме? Откровенно говоря, нет – поэтому от первого, установочного заседания ВНС и не стоило ждать со старта неких показательных свершений. Для начала нужно было определиться с его руководителем, его заместителем и президиумом.
Победивший в голосовании делегатов Александр Лукашенко избран главой не ВНС, а седьмого ВНС – и каждые 5 лет собрание будет проводить перевыборы.
Поддержка кандидатуры заместителя главы ВНС от Александра Лукашенко в этом случае похожа на подсказку вектора – как надо. Если когда-то ВНС станет собранием из 1200 таких вот «косинцев», с честными мотивами, горящим сердцем, но холодным рассудком и набором профессиональных компетенций – вот тогда этот орган будет действительно страхующим.
Касаемо и Концепции нацбезопасности, и Военной доктрины (а оба документа декларируют, что мы мирные, но готовы защищать мир у себя дома с оружием и любыми методами) – пока, если уж откровенно, скорее первый Президент страхует Всебелорусское народное собрание, а не наоборот. А вот кардинально поменять этот расклад на тот, который задумывался Александром Лукашенко, поможет председатель ВНС.
В ВНС 1200 голосов, среди которых и голос лидера – он важнейший, конечно, но он все равно один. Удивительный политический парадокс Беларуси, которую враги называют диктатурой – диктатор однозначно готов к демократическим переменам на благо страны. Готов ли к большей демократии народ – это еще предстоит выяснить.
Подписывайтесь на нас в Telegram